Два примера ведения украинского «консервативного» бизнеса. Цифры условные, но факт из моей личной практики.
1. Определенное изделие условно состоит из трех частей: «столешница», «низ» и тумба между ними. Заказываю столешницу и «низ» у мастера из его материала. Дуб, резьба.
Столешница (с выдвижными ящиками) по его расчетам — 560 грн., «низ» — 300 грн. Это материал, работа, лак. Тумба небольшая, совсем простая: три стенки, две полочки, крашеная сосна (любого качества). Тумба по материалу и работе — четверть стоимости от столешницы (это факт, я сам проверял, и мастер подтвердил). Итого: 1000 гривен.
При этом мне сообщается, что если мастер сделает все три элемента сам (тумбу я умею делать самостоятельно), то цена 2300 грн («со всеми скидками» — цитата).
Я спрашиваю, откуда взялись еще 1300 грн сверху? мастер швыряет блокнот и ручку на верстак, разворачивается, нервно уходит, категорическим тоном и довольно нервно вскрикивая «я за 100 гривень робить не буду!»
Я говорю, мол, подожди, ты ведь мне назвал стоимость каждого элемента с работой, материалом, и мы согласовали, что это работа плюс материал, ВСЯ СТОИМОСТЬ.
В ответ молчание, поджатые губы, взгляд в сторону, скрещенные руки на груди.
ОН ЗНАЕТ, ЧТО ЕСЛИ ОБРАЗЕЦ ПОНРАВИТСЯ, ТО БУДЕТ БОЛЬШОЙ ЗАКАЗ.
С этим товарищем мы распрощались. Я нашел как сделать то, что мне нужно, по приемлемой цене, с надлежащим качеством и в нужные мне сроки. Просто каждую деталь я заказывал у разных изготовителей по конкретным шаблонам, чтобы изделие собиралось потом без проблем. Ни один из поставщиков не знает, что должно получиться в результате. Это стало очень важным для меня уроком.
2. Второй пример проще. Просто остановился у трассы, где продают изделия из лозы. Мне нужны были три плетеных лотка под конкретный размер. Пусть будут чуть дороже, чем стандартные у этого производителя, но мне нужны именно образцы. Не 500 штук.
Не успел я договорить, как мне было заявлено, что ради трех лотков «нихто корячицця не буде» (разговор именно с изготовителем), ко мне демонстративно развернулись спиной и стали яростно лузгать семечки, давая понять, что разговор окончен.
Этот вопрос я тоже решил, хотя не так удачно, как хотелось бы.
Просто к мифу о «работящих людях».
Люди как люди. Только чаще, чем хотелось бы, с жизненными установками хронических лузеров.
«Разруха в головах». Сколько же лет потребуется существования в здоровой конкурентоспособной среде (ее еще создать нужно), чтобы она из голов выветрилась?..